piligrim: (Default)
[personal profile] piligrim
                    Upd.: А вот он и подкрался незаметно: "Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс пообещал, что если температура воздуха в столице в течение трех и более дней упадет ниже 25 градусов, то он отключит город, причем даже исправных плательщиков."
* * *

          Как любили говорить несколько лет назад, у нас «так исторически сложилось», что в промышленности существовала государственная монополия. В начале 90-х было решено, что монополизм – это всегда зло, которое мешает развитию отрасли, не обеспечивая конкуренции. И началось повальное, торопливое «разгосударствление». До энергетики добрались совсем недавно. Под предлогом того, что Мосэнерго – монополист в сфере снабжения столицы электроэнергией, РАО ЕС России разделило единую компанию «Мосэнерго» на 14 более мелких компаний. После этого, по мысли эффективных менеджеров, должны во всю силу заработать механизмы конкуренции, что будет идти на благо потребителю.
          Давайте посмотрим на первые итоги этой "демонополизации по Чубайсу".

          Памятная авария, когда без электричества остались половина столицы, 24 города Подмосковья, а также часть Калужской, Тульской и Рязанской областей, произошла 25-го мая этого года. Тогда доселе неизвестная подстанция Чагино стала известна всему миру. Но мало кто тогда обратил внимание на то, что за месяц до этого «конца света» произошло ещё одно событие – организм под названием «Мосэнерго» перестал существовать и был расчленён аж на 14 самостоятельных компании. Связь этих двух событий – несомненна. Почему?
          Знающие люди, давно работающие в энергетике, утверждают, что аварии, подобные майской не редкость и случаются раз 5-6 в год. Только для потребителя они проходят бесследно – он их даже не замечает. Всё дело в грамотном управлении энергетикой.
          Прежде чем понять, почему так случилось, нужно уяснить себе очень важную вещь - специфическую особенность такого товара, как электроэнергия. В то самое мгновение, когда она произведена, её должен получить потребитель. Её нельзя произвести впрок, нельзя сложить на склад до лучших времён. Следовательно, вся технологическая цепочка от производителя до потребителя должна быть очень тесно взаимосвязана. Это – единый неразрывный технологический процесс, единый организм.
          Что же произошло? Был отлаженный, работающий организм. Его расчленили. Бывшие его части, став полностью самостоятельными, утратили между собой всякую связь и организм, вполне естественно, перестал функционировать. Координация действий была полностью нарушена и наступил конец света. То есть никакая «расчленёнка» не способна функционировать так же эффективно, как единый организм. «Эффективные собственники и менеджеры» об этом не подумали. Причём, долго ждать не пришлось – только в апреле разделили Мосэнерго, а уже в мае наступил этот локальный апокалипсис.
          Любая борьба, в том числе и с монополизмом, требует жертв. Ради чего мы сидели без света? Как мы уже говорили, расчленение Мосэнерго произошло под флагом борьбы с монополизмом. Побеждён ли монополизм в столичной энергетике?
          Компании, возникшие из этой «расчленёнки» так и остались монополистами в своей сфере. Разделение произошло по технологической цепочке. Одна компания занимается генерацией энергии, в ведении второй - только трансформаторы, третья - передающие цепи.... Никто, ведь, в здравом уме и трезвом рассудке, не станет тянуть «альтернативные» провода, строить подстанции параллельно уже существующим. Передающие сети остались прежними, монопольными. Как и генерирующие мощности. Т.е., у потребителя не появилось никакого выбора, у кого приобретать электроэнергию и никакой конкуренции на его благо не возникло. Всё прямо в полном соответствии с Жванецким-Райкиным: "Я пуговицы пришивал. К пуговицам претензии есть?"
          На месте одного монополиста, мы теперь имеем целых 14 таких же монополистов. Так для чего же была проведена вся эта комбинация?
          Давайте вспомним нефтянку, металлургию, Газпром, наконец.… Там всю технологическую цепочку, тоже по началу впопыхах раздробленную, собирают вместе, добыча газа, его транспортировка и переработка собираются в единые производственные комплексы. Почему же в электроэнергетике идёт обратный процесс?
          Андрей Бунич: Вот смотрите, когда была авария в Москве, да? Что первое сказали про то, что нельзя, там, снять Чубайса? Сказали, что это акционеры, там, решают, Президент не должен вмешиваться туда. Это ж акционерная компания! Это когда 51% акций у государства, условно говоря. Уже сказали, что это – вопрос акционеров, снятие Чубайса с должности. А представьте себе, если акционерный капитал размыт? Если контрольный пакет исчезнет? Если будут генерирующие мощности приватизированы? Если создастся целая сеть компаний, управляемых из единого центра, вот этими «размывшимися» акционерами – там вообще никого не найдёшь! Не виноватых, никого. Никакой Президент не в состоянии разобраться. Поэтому можно будет выключать свет хоть по всей стране, когда тебе в голову придёт. А потом скажут: ну, вот акционеры так решили…. Ну, что ж делать? Ну, сидите теперь без света, пока акционеры не решат по-другому….
          И уже сейчас спросить не с кого. Я с весны упрашивал пресслужбу бывшего Мосэнерго разрешить съёмку одной из подстанций в Москве. Нам не отказывают, но разрешения так и не дали по той причине, что не могут сами разобраться, кому теперь эта подстанция принадлежит(!)…. Тем временем по Москве прокатились ещё несколько аварий с отключением электричества, послабее Чагинской, но не менее заметными. А через некоторое время государству придётся всё это выкупать и всё. Потому что возникнет очередной кризис, останутся без света все, уже выяснится, что это – частные компании все. Для того, чтобы нейтрализовать это всё, вынуждены будут создавать какую-то комиссию…. И в итоге потом будут всё выкупать за огромные деньги. И те, кто это купили за бесценок, получат опять выкуп.
          Вот только нужно ли в очередной раз наступать на те же самые грабли, тем более уже имея совсем недавний такой же опыт расчленения с последующим собиранием разрозненных осколков?
          Я ничего не понимаю в энергетике. Но может кто-то более умный объяснит мне смысл этой реформы "Мосэнерго"?
* * *

          Это я к рассуждениям [livejournal.com profile] _devol_ о том, что рынка в СССР не было, стоимости не было, "голимое советское барахло, которое не стоило ни цента" и денег не было. Ничего не было. И только приватизация дала хоть какую-то стоимость бывшим советским предприятиям. Я, вот, пытаюсь понять: "Мосэнерго" после акционирования и реформирования приобрело стоимость, которой раньше была лишена или как?
Page generated Jul. 25th, 2025 01:15 am
Powered by Dreamwidth Studios